home Автопром Показания лямбда зонда на холостом ходу

Показания лямбда зонда на холостом ходу

Диагностика двигателя по показаниям кислородных датчиков

До того как побеседовать об устройстве, работе и диагностике лямбда- зонда, обратимся к неким особенностям работы топливной системы. Нам поможет в этом эксперт журнальчика, Федор Александрович Рязанов, диагност с огромным стажем работы, управляющий курсов обучения диагностов в компании «ИнжКар».

Современный автомобилист желает обладать массивным, но в тоже время экономным автомобилем. У экологов другое требование – малое вредных веществ в выхлопе машины. И в данных вопросах интересы автомобилистов и экологов в конечном итоге совпадают. И вот почему.

Понятно, что когда движок не спаливает все горючее, расход горючего растет, вырастают издержки и на эксплуатацию автомобиля. Мощность мотора (либо ДВС) в критериях неполного сгорания горючего безизбежно падает, а вращающий момент понижается. Сразу с этим возрастает уровень вредных веществ в выхлопе автомобиля.

В этой связи одной из главных задач современного автопромышленности является очень полное сжигание топливной консистенции в движке.

На сжигание консистенции прямым образом оказывает влияние ее состав. Безупречной ситуацией является стехиометрический состав горючего. Говоря более обычным языком, должна быть соблюдена пропорция – на 14,7 кг воздуха должен приходиться 1 кг горючего. Конкретно такое соотношение позволяет нормально использовать и то и это. Обладатель автомобиля получает больший вращающий момент и, как следствие. Адекватное ускорение автомобиля, равномерную работу мотора во всех режимах работы. Также падает расход горючего, и автомобиль перестает загрязнять окружающую среду.

Отличия от правильного состава топливной консистенции – богатая и бедная смесь. Богатая топливная смесь появляется, когда в цилиндрах не много кислорода, но много горючего, которое, конечно, из-за недочета кислорода, вполне сгореть не сумеет. Как следует, автомобиль, работающий на богатой консистенции, будет больше расходовать горючее, а излишек несгоревшего горючего, в данном случае, охладит камеру сгорания, мощность мотора при всем этом будет падать, несгоревшое горючее попадет в атмосферу, загрязняя ее.

Другая ситуация: движок получает обедненную топливную смесь. В данном случае горючее в цилиндрах будет сгорать не на сто процентов из-за недочета горючего. Об экономичности, ради которой и разрабатывались такие движки, в данном случае также придется запамятовать. Ведь бедная смесь плохо пылает, и это автоматом приводит к падению вращающего момента. Водителю приходится больше жать на газ, что в свою очередь, ведет к перерасходу горючего.

Таким макаром, понятно, что со всех качеств только стехиометрия топливной консистенции (пропорция 14,7/1) является самым хорошим режимом работы мотора. И, конечно, автомобиль, который только что сошел с сборочного потока, обычно, укладывается во все рамки этого аспекта. Да и «заводская» настройка может отличаться от эталона. Более того, в процессе использования автомобиля безизбежно наступает износ неких компонент, датчики, отвечающие за настройку топливной системы, могут терять точность опций. В конечном итоге состав топливной консистенции больше уходит от безупречных характеристик.

В данном случае как раз и нужен лямбда- зонд, он фиксирует количество кислорода в выхлопе автомобиля. И если в выхлопе окажется огромное количество кислорода, это «сигнализирует» о бедной топливной консистенции и, напротив, если в выхлопе нет кислорода, это показывает на то, что смесь стала богатой. А мы уже узнали, что и в том, и в другом случае миниатюризируется мощность мотора, вырастает расход горючего, понижается экологичность выхлопа. Задачка лямбда-зонда как раз и состоит в том, чтоб скорректировать эти отличия.

Возьмем в качестве примера такую ситуацию: в топливной системе засорились форсунки, их производительность снизилась, смесь стала обедненной. Лямба-зонд фиксирует данный факт, а блок управления топливной системой реагирует на эту информацию и «доливает» незначительно горючего в цилиндры. Так происходит корректировка возникающих отклонений с учетом показаний этого датчика.

Таким макаром, основное предназначение лямбда- зонда состоит в том, чтоб восполнить безизбежно возникающие в процессе использования автомобиля отличия в составе топливной консистенции.

Но необходимо осознавать, что лямбда-зонд как такой не является панацеей от всех бед, он только позволяет возвратить состав топливной консистенции в состояние стехиометрии. Но это не устранение изъянов, а только их компенсация.

Вернемся к нашим форсункам. При грязных форсунках нарушается эффективность распыления бензина, горючее распыляется большими каплями, испаряются они с трудом. И система топливоподачи рассчитывает тот объем горючего, который нужен для заслуги состояния стехиометрии, для этого фиксируются показания датчика расхода воздуха. Но если бензин в системе выпрыскивается большими каплями, его пары на сто процентов не смешиваются с воздухом, часть паров сгорает, а часть капель бензина просто вылетает в выхлопную трубу. Лямбда-зонд трактует такую ситуацию как бедную смесь, а датчик топливной системы, который «не видит» отдельные капли бензина, добавляет горючего, чтоб привести смесь в состояние стехиометрии. Но в данном случае, резко увеличивается расход горючего.

Потому для работы лямбда-зонда важен не фактор того, как система совладевает с выводом консистенции на стехиометрию, а фактор того, какой «ценой» ей удается это сделать.

Разглядим осциллограмму работы лямбда- зонда. Датчик сам по для себя не может отличить состояние стехиометрии от состояния богатой топливной консистенции, потому что и в том, и в другом случае кислорода в выхлопе нет. При отсутствии кислорода в горючем блок управления (ЭБУ – электрический блок управления) мало уменьшает количество подаваемого в цилиндр горючего. Как следствие, в выхлопе возникает кислород.

И в данном случае показания лямбда-зонда находятся ниже отметки 0,4 В, что для датчика является признаком того, что топливная смесь оскудела (LEARN). При низких показателях лямбда-зонда (ниже 0,4 В), блок управления наращивает подачу горючего на несколько процентов, смесь становится богатой и показания датчика добиваются уровня выше 0,6В. ЭБУ принимает это как признак того, что в топливной системе находится богатая смесь (RICH). Подача горючего миниатюризируется, показания лябда-зонда падают, цикл повторяется. Состав консистенции начинает колебаться. В такт изменению состава консистенции изменяются показания лямбда-зонда. Такие колебания ЭБУ осознает как обычное явление, указывающее на то, что состав топливной консистенции находится в зоне стехиометрии.

Вспомним также, что в катализаторе автомобиля непременно есть цирконий, этот металл способен копить кислород. И в фазе бедной консистенции кислород запасается в катализаторе, а в фазе богатой консистенции он расходуется. В итоге на выходе топливной консистенции катализатор дожигает все ее остатки.

На холостом ходу такие колебания появляются с частотой одно колебание приблизительно в секунду. Время такового переключения – очередной принципиальный показатель для лямба-зонда. В нашем случае (см. Осциллограмму, Рис. 1) время переключения составило 88 мс, при всем этом нормой является – 120 мс.

Если переключение продолжается длительно, как в случае нашей осциллограммы (см. Осциллограмму, Рис. 2) – 350 мс, да к тому же такая ситуация повторяется неоднократно, блок управления выдаст ошибку: «замедленная реакция лямбда-зонда».

лямбда, зонд, холостой

Величины, при которых возникает эта ошибка, определяются, приемущественно, опциями программного обеспечения блока управления.

Таким макаром, для диагностики по лямбда-зонду нужно изучить фазы переключения датчика. И если на осциллограмме появится хотя бы одно переключение с низкого показания на высочайшее (наибольшее – 1В, малое – 0В), это означает, что лямбда-зонд работает исправно. Исправный датчик делает приблизительно одно переключение за секунду. Напомним, что в методе работы блока управления о бедной консистенции «сигналят» показания лямбда-зонда ниже 0,4В, а о богатой – выше 0,6 В. Потому оценить состояние топливной системы автомобиля можно и по работе датчика. В нашем случае (см. Осциллограмму, Рис. 3) блоку управления удалось скомпенсировать все недостатки и вывести стехиометрию.

Вернемся например с грязными форсунками. При обедненной консистенции показания лямбда-зонда падают ниже 0,4В. Блок управления добавляет горючего до того момента, когда смесь станет богатой. Отметим, что в данном случае блок управления «самостоятельно» отклонился от установленных заводом-изготовителем в его карте характеристик. Величину отличия он записывает в собственной памяти как топливную корректировку (fuel trime). Максимально допустимые характеристики топливной корректировки для большинства современных автомобилей составляют ±20-25%. Корректировка в «плюс» значит, что блоку пришлось добавлять горючего, корректировка в «минус». Напротив, убавлять.

Допустим, неисправность носит длительный нрав: блок управления уже дошел до максимума топливной корректировки, зажигается код ошибки. «Превышение пределов топливной коррекции». Стерев код, поправить таковой недостаток нельзя, а наличие этой неисправности повлечет за собой перерасход горючего. Необходимо отметить, что уже на 15% топливной корректировки обнаруживаются трудности: автомобиль практически не едет, но расходует огромное количество горючего.

Другими словами принципиально держать в голове, что показатель топливной корректировки и работа лямбда-зонда – это полный параметр, он показывает на наличие недостатка, но не показывает определенную причину, которую придется отыскать и убрать на автосервисе.

И незначительно об особенностях строения лямбда-зонда. Таковой датчик имеет циркониевую колбочку, которая одной стороной помещена в выхлопные газы. Цирконий уникальный материал, потому что через него может проходить кислород. Ион кислорода, «прилипая» к атомам циркония, движется по ним, при всем этом на циркониевом колпачке появляется напряжение. И если все идет в штатном порядке, то диффузия ионов кислорода осуществляется умеренно, и напряжение на обкладках колбочки составляет 1В. Если в выхлопе возникает кислород, диффузия невозможна, и напряжение в данном случае равно 0В. Заместо циркония в лямбда-зондах может употребляться окись титана. Отличие циркониевого лямбда-зонда от титанового состоит в том, что 1-ый производит напряжение, а другой – меняет свое сопротивление (в переделах от 0 до 5В), и ему нужна схема, которая переводит меняющееся сопротивление в напряжение.

Слой платины на колбочке поверх циркония позволяет снять с него напряжение, играет роль катализатора, дожигает бензин и несгоревший кислород. Все усугубляется при использовании плохого горючего, также топливных присадок, которые в прямом смысле закупоривают слой платины и циркония, и зонд выходит из строя. Но в данном случае, если у зонда нет физических повреждений, рядовая промывка возвратит его в рабочее состояние. «Современный бич» – это добавки антидетонационных присадок в горючее. До недавнешнего времени в качестве присадки употреблялся ферроцент. Опасное вещество, которое мы назвали «красная смерть» за ее красноватый колер, также за способность стремительно выводить из строя свечки, лямбда-зонды и катализатор». Отмечает Федор Александрович. Зонд может «замерзнуть» в высочайшем либо в низком положении, другими словами либо в фазе богатой, либо в фазе бедной консистенции. И в данном случае датчик достигнет пределов топливной корректировки и закончит пробы сглаживать состав консистенции до стехиометрии.

Диагностику состояния системы топливоподачи начинаем с подключения сканера к автомобилю. Отсутствие кода «Превышение пределов топливной коррекции» еще не гласит об отсутствии изъянов в системе топливоподачи. Нужно в потоке данных (Data Stream) убедиться в наличии колебаний лямбда-зонда (стехиометрия достигнута), также по величине топливной корректировки оценить, какой ценой она достигнута.

Подводя результат, снова отметим, что при проверке лямбда-зонда нужно уделять свое внимание на колебания датчика, если они есть, датчик исправен; если же система лямбда регулирования не совершает колебаний, это может указывать либо на неисправность лямбда-зонда либо на бедную либо богатую топливную смесь. Другими словами поначалу нужно проверить сами датчики. Для этого необходимо принудительно обогатить либо обеднить смесь, чтоб получить колебания лямбды и убедиться в том, что он исправен.

Рассмотренные выше лямбда-зонды носят заглавие «скачковые». Т.Е. Они указывают на другими словами кислород в выхлопе либо нет. Но все более ужесточающиеся требования к экологии принудили производителей создать датчики, которые способны не только лишь работать по принципу «Да-Нет», да и определять процент кисло- рода в выхлопе. Такие датчики получили заглавие «широкополосные датчики кислорода».

Принципы их работы и особенности диагностики автомобиля по свидетельствам широкополосных лямбда-зондов подвергнутся рассмотрению в последующих публикациях.

Мировоззрение Максим Пастухов, технический спец компании «ДЕНСО Рус»: «Практика указывает, что основными причинами выхода из строя лямбда зондов являются: 1. Загрязнение лямбда-зонда продуктами сгорания горючего. Практически это присадки, которые употребляются для увеличения октанового числа бензина, устранения детонации либо для других целей. Также на это оказывает влияние степень чистки горючего. Присадки, сера и парафины «закупоривают» проводящий слой лямбда-зонда, и он «слепнет». Блок управления переводит движок в аварийный режим, и мы лицезреем на приборной панели значок «Проверьте двигатель». Кстати, от вышеперечисленных вещей мучаются также свечки зажигания, клапаны, катализатор и др. Составляющие мотора. Имеет смысл комплексно подходить к ремонту, если лямбда-зонд вышел из строя. 2. Брутальная смесь, которой посыпают наши дороги. Она разъедает изоляцию проводов и сами провода. Мы для защиты от этого используем двойную изоляцию проводов, также прячем место сварки проводов с датчиком вовнутрь лямбда-зонда».

Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обыденный текст.

Какие показания должны быть у датчика кислорода

Как проверить лямбда-зонд и признаки не исправности? Подойдет ли Bosch универсальный?

  • Машину дергает когда едешь на малых оборотах – 1 ответ

Перво-наперво при выходе из строя и неисправности лябды в поведении авто возникают несколько осязаемых последствий:

  • Увеличенный расход горючего
  • Нестабильная работа мотора авто (рывки)
  • Нарушается работа катализатора (увеличивается токсичность)

Потом, чтоб проверить лямбда-зонд, для начала можно вывернуть и провести визуальную проверку (так же как и зрительная проверка свеч может о многом поведать).

лямбда, зонд, холостой

На автомобилях устанавливается некоторое количество видов лямбд, датчики могут быть с одним, 2-мя, 3-мя, 4-мя даже пятью проводами, но стоит уяснить что в любом из вариантов какой-то из них является сигнальным (часто чёрный), а другие созданы для подогревателя (обычно они белоснежного цвета).

Проверка напряжения в цепи подогрева

Для проверки наличия напряжения в цепи нужен вольтметр. Включаем зажигание и подсоединяем его щупами к проводам нагревателя (отсоединять разъем не можно, лучше проткнуть наточенными иголками). Их напряжение должны быть равно тому, что выдает аккумулятор на не запущенном движке (около 12В).

Если нет плюса необходимо пройти цепь АКБ-предохранитель-датчик, так как он всегда идет впрямую, а вот минус поступает с ЭБУ, так что если нет минуса смотрим цепь до блока.

Проверка опорного напряжения датчика кислорода

Тестер переключаем на режим вольтметра, потом включив зажигание измеряем напряжение меж сигнальным и проводом массы. Почти всегда опорное напряжение лямбда-зонда должно быть 0,45В.

НА просторах сети нашелПеред выполнением проверки лямбда-зонда нужно прогреть мотор автомобиля. Перед тем, как проверить лямбда-зонд, нужно отыскать в аннотации компании-производителя данные об главных свойствах датчика кислорода. Нужно произвести проверку тех характеристик, которые зависят от корректности работы кислородного датчика. Например, это касается опережения зажигания, функционирования системы подачи бензина, также напряжения электрической сети авто. Не считая этого, удостоверьтесь в том, что на проводах и корпусе отсутствуют повреждения механического нрава. Дальше необходимо отыскать, где размещен лямбда-зонд. Удостоверьтесь в том, что датчик не покрыт слоем загрязнений. Если диагностика лямбда-зонда посодействовала узреть, что на нем находится суровый слой свинца, сажи или непонятного вещества серого цвета, возможно, придется брать новый датчик кислорода. Отложения – это признак того, что применяемый бензин имеет недостаточно высококачественный состав. Если на наконечнике лямбда-зонда ничего нет, нужно продолжить проверку датчика кислорода. Отсоединяем лямбда-зонд от колодки и соединяем устройство с вольтметром. Заводим движок авто, жмем на педаль газа, чтоб стрелка тахометра достигнула отметки в 2,5 тыс. Об/мин. При помощи устройства, созданного для обогащения консистенции горючего, нужно уменьшить количество оборотов до 200 об/мин. Если на машине установлена электрическая система управления работой системы горючего, нужно вынуть из регулятора давления бензина вакуумную трубку. Дальше направьте внимание на показания цифрового вольтметра. Если вы увидите, что они добиваются 0.9 В, это свидетельствует о правильной работе датчика кислорода. Если лямбда-зонд будет неисправен, вольтметр вообщем не отреагирует либо покажет меньше 0.8 В. Испытание на обедненную смесь. При помощи вакуумной трубки нужно обеспечить подсос воздуха. В случае обычной работы лямбда-зонда, вольтметр покажет 0.2 В либо меньше. Проверка датчика кислорода в динамике. Подсоединяем лямбда-зонд к разъему системы, обеспечивающей подачу бензина, после этого подключаем параллельно вольтметр. Обороты мотора нужно повысить до 1,5 тыс. Об/мин. Если кислородный датчик работает, показания должны составить около 0.5 В. Другие характеристики – верный признак поломки лямбда-зонда.Сигнал с ДК должен изменяться от 0,1 вольта до 0,9 в. Если у вас четкий устройство и вы видите, что конфигурации происходят в наименьшем спектре (к примеру от 0,2 до 0,7), датчик подлежит замене.Засеките время в течение которого показания изменяются от большего к наименьшему. Принято считать что за 10 секунд должно быть 9-10 конфигураций показаний. Если они изменяются пореже, то велика возможность возникновения ошибки : неспешный отклик датчика кислорода.Сейчас половину попробую сделать. Необходимо же с чего то начинать…Заметил такое вот- при прогреве на бензе, по БК указывает напряжение ДК в границах 0,1 — 0,7. А вот при всем этом же прогреве переключаю на газ, температура движка при всем этом 40градусов, то лямбда перестает прыгать по свидетельствам и указывает 0,9. В обычном режиме- она то должна изменять показания. Как на бензине.

READ  Подключение электрики фаркопа на Renault Logan

Для тех, кто заблуждается относительно кислородного датчика, желаю сказать, что основным для него является конкретно кислород, не состав консистенции и не угол опережения зажигания либо еще чего-нибудть как некие считают. Принцип таковой: с ЭБУ (электрический блок управления) на сигнальный вывод датчика поступает опорное напряжение мощностью 0.45 В. Чтоб совсем убедиться в этом можно отключить разъем датчика и произвести застыл напряжения с помощью сканера либо мультиметра. Если все соответствует вышеуказанным значениям делаем вывод — с датчиком все окей и подключаем его назад.При увеличении количества кислорода в выхлопных газах, которые оплетают кислородный датчик — его напряжение понижается кое-где до — 0.1В, что намного меньше нужных — 0.45 В. При нехватке кислорода напряжение напротив возрастет до — 0.8-0.9 В1. Ситуация 1-ая. Есть «жалоба» на то, что смесь «бедная» и напряжении на сигнальном выводе низкое. Делаем проверку — для этого увеличиваем подачу горючего, средством пережатия шланга оборотного слива, если такого не имеется можно брызнуть бензина шприцом во впускной коллектор и поглядеть на реакцию датчика. Если показал обогащенную смесь, тогда подмена лямбда зонда — не имеет смысла и причина кроется в системе подачи горючего, она вероятнее всего недодает горючее.

Ситуация 2-ая. Зонд докладывает о богатой консистенции. Сделайте искусственный подсос, для этого снимите один из вакуумных шлангов, если напряжение на кислородном датчике снизилось — делаем заключение — он стопроцентно исправен.

Ситуация 3-я — достаточно редчайшая, но более противная. Сделайте подсос, пережав «обратку» — если сигнал датчика не поменялся и находится в границах 0.45 В, или данные очень медлительно изменяются и в малых границах — констатируем «смерть» лямбда зонда. Такое поведение неприемлимо, в эталоне он должен стремительно и верно реагировать на любые конфигурации в составе консистенции, вовремя изменяя напряжение на сигнальном выводе.

Для тех, кому еще «не много», кто хочет более глубочайших знаний желаю добавить, имея минимум опыта можно без усилий найти степень износа кислородного датчика. Принцип основан на крутости фронтов перехода с богатой консистенции к бедной и назад. Рабочий датчик мгновенно реагирует на практически вертикальный переход, если глядеть мотортестером. Изношенный либо «отравленный» датчик медлительно реагирует, потому фронты переходов будут пологие, вывод — кислородный датчик необходимо поменять.

Нехорошая реакция лямбда зонда на кислород позволяет осознать очередной достаточно всераспространенный момент. Пропуски воспламенения, сопровождаются выпуском из выпускного тракта смесь огромного кол-ва воздуха и горючего, как следует «лямбда» расценивает это как увеличенное кислорода в отработанных газах. Потому время от времени подмена датчика кислорода ни к чему не приводит и новый лямбда зонд продолжает демонстрировать ошибки.Следует учесть также и очередной принципиальный момент: подсос воздуха в выпускную систему перед кислородным датчиком. Как вы помните, лямбда зонд реагирует на кислород, легко додуматься, что будет в случае воздушного свища около него. Все верно он скажет о переизбытке кислорода, другими словами о «бедной» консистенции. При всем этом по сути смесь может быть напротив переобогащенной. В это время ЭБУ беря во внимание то, что «лямбда» орет о бедной консистенции обогатит ее, результатом этого «испорченного телефона» станет феноминальная ситуация: ошибка «бедная смесь», при всем этом газоанализатор докладывает о «богатой» консистенции. В этом случае, кстати конкретно газоанализатор, становится неплохим ассистентом диагноста. В мировой практике этот коэффициент именуют лямбда. При стехиометрической смеси лямбда = 1, если лямбда 1 (избыток воздуха) смесь называют бедной.Наибольшая экономичность при полностью открытой дроссельной заслонке бензинового двигателя достигается при лямбда=1,1-1,3. Максимальная мощность обеспечивается, когда лямбда =0,85-0,9. Контролируются следующие параметры:

При значении Лямбда=0,9 (обогащенная горючая смесь) напряжение на сигнальном проводе должно быть не менее 0,65 В;2. При значении лямбда=1,1 (обедненная горючая смесь) напряжение на сигнальном выводе должно быть не более 0,25 В;3. Время срабатывания при обедненной горючей смеси — не более 250 мс;4. Время срабатывания при обогащенной горючей смеси — не более 450 мс;5. Сопротивление при температуре 350 50 «С не более 10кОм.Коэффициент избыточности воздуха — L (лямбда) характеризует — насколько реальная топливно-воздушная смесь далека от оптимальной (14,7:1). Если состав смеси — 14,7:1, то L=1 и смесь оптимальна. Если L 1, значит налицо избыток воздуха, смесь бедная. Мощность при L=1,05 — 1,3 падает, но зато экономичность растет. При L 1,3 смесь перестает воспламеняться и начинаются пропуски в зажигании. Бензиновые двигатели развивают максимальную мощность при недостатке воздуха в 5-15% (L=0,85 — 0,95), тогда как минимальный расход топлива достигается при избытке воздуха в 10-20%% (L=1,1 — 1,2). Таким образом соотношение L при работе двигателя постоянно меняется и диапазон 0,9 — 1,1 является рабочим диапазоном лямбда-регулирования. В то же время, когда двигатель прогрет до рабочей температуры и не развивает большой мощности (например работает на ХХ), необходимо по возможности более строгое соблюдение равенства L=1 для того, чтобы трехкомпонентный катализатор смог полностью выполнить свое предназначение и сократить объем вредных выбросов до минимума.Как понять насколько работоспособен датчик? Ввобще-то для этого потребуется осциллограф. Ну или специальный мотор-тестер, на дисплее которого можно наблюдать осциллограмму изменения сигнала на выходе ЛЗ. Наиболее интересными являются пороговые уровни сигналов высокого и низкого напряжения (со временем, при выходе датчика из строя, сигнал низкого уровня повышается (более 0,2В — криминал), а сигнал высокого уровня — снижается (менее 0,8В — криминал)), а также скорость изменения фронта переключения датчика из низкого в высокий уровень. Есть повод задуматься о предстоящей замене датчика, если длительность этого фронта превышает 300 мсек.Как же нам выяснить, в чем кроется проблема – в датчике или в системе? Очень просто. Смоделируем ту или иную ситуацию.

Например, при жалобе на бедную смесь и низком напряжении на сигнально выводе датчика увеличим подачу топлива, пережав шланг обратного слива. Или, при его отсутствии, брызнув во впускной коллектор бензина из шприца. Как отреагировал датчик? Показал ли обогащенную смесь? Если да – то нет никакого смысла его менять, нужно искать причину, почему система подает недостаточное количество топлива.

Если же смесь богатая, и зонд это отображает, попробуйте создать искусственный подсос, сняв какой-нибудь вакуумный шланг. Напряжение на датчике упало? Значит, он абсолютно исправен.

Третий вариант (достаточно редкий, но имеющий место). Создаем подсос, пережимаем «обратку» — а сигнал на датчике не меняется, так и висит на уровне 0.45 В, либо меняется, но очень медленно и в небольших пределах. Все, датчик умер. Ибо он должен чутко реагировать на изменения состава смеси, быстро меняя напряжение на сигнальном выводе.

Для более глубокого понимания добавлю, что при наличии небольшого опыта легко установить степень изношенности датчика. Это делается по крутизне фронтов перехода с богатой смеси на бедную и обратно. Хороший, исправный датчик реагирует быстро, переход почти что вертикальный (смотреть, само собой, мотортестером). Отравленный либо просто изношенный датчик реагирует медленно, фронты переходов пологие. Такой датчик требует замены.

Дата публикации: 20 декабря 2016. Категория: Автотехника.

Лямбда зонд – это датчик концентрации О2 (или проще говоря – кислородный датчик), позволяющий оценивать объем несгоревшего кислорода, содержащегося в отработанных газах. Эти показатели крайне важны, так как благодаря поддержанию определенных пропорций топлива и воздуха, происходит наиболее эффективное сгорание топливовоздушной смеси. Самым лучшим соотношением считается 14,7 частей кислорода на 1 часть бензина. Если это соотношение будет нарушаться, то смесь будет бедной или, наоборот, обогащенной, что, в свою очередь, скажется на расходе топлива и мощности мотора.

Хоть внешне датчик кислорода и не выглядит, как «жизненно важная» деталь, он выполняет очень важную функцию, поэтому любая неисправность лямбда зонда, «симптомы» которой мы рассмотрим, должна быть незамедлительно исправлена.

Как отремонтировать лямбда-зонд

Ремонт лямбда зонда своими руками выполнить довольно просто, для этого необходимо определить, в каком именно узле произошел сбой.

Если проблема связана с контактами цепи, то в первую очередь необходимо найти место разрыва и проверить, не окислились ли контакты. Сигнал может, элементарно, не идти от блока управления. Поэтому проверьте питание лямбды. Если контакты элемента окислились их необходимо обработать WD40.

Если на корпусе зонда образовалось много нагара, то может потребоваться чистка всех частей системы. И тут возникает закономерный вопрос, чем промыть лямбда зонд. Дело в том, что обрабатывать платиновые электроды и керамический стержень наждачной бумагой категорически запрещено. Поэтому необходимо использовать специализированные средства, предназначенные для растворения ржавчины.

Для очистки датчика необходимо выполнить следующие шаги:

  • Демонтируйте лямбда зонд, предварительно нагрев его корпус до 50 градусов.
  • Снимите защитный колпачок.
  • Замочите датчик в ортофосфорной кислоте на 30 минут (она справится даже с самыми сложными отложениями).
  • Ополосните лямбду в воде, высушите и установите элемент обратно. Не забудьте смазать резьбу датчика специальным средством для создания полной герметичности (но только не используйте силиконовый герметик).

Так как за один элемент, то вполне разумно попробовать осуществить ремонт лямбда зонда своими руками (видео смотрите ниже), а уже потом приступать к установке нового элемента.

Проверка датчика кислорода

Обычно диагностика лямбда зонда производится с помощью вольтметра и омметра или мультиметра, который заменяет сразу оба эти тестера. Чтобы проверить накальную спираль регулятора необходимо отсоединить от колодки контакты 3 и 4 разъема (обычно это коричневый и белый провода) и подключить к их зажимам концы тестера. Если сопротивление спирали составляет не меньше 5 Ом, то это хороший знак.

Также проверка лямбда зонда мультиметром позволяет узнать чувствительность наконечника датчика кислорода. Чтобы узнать термоэлектрические параметры элемента необходимо включить и прогреть двигатель до 70-80 градусов. После этого:

  • Доведите обороты двигателя до 3000 и удерживайте этот показатель на протяжении 3 минут, чтобы датчик разогрелся.
  • Соедините минусовой щуп тестера (сигнальный провод) с массой машины, а второй – с выходом лямбда зонда.
  • Проверьте показания тестера, данные должны варьироваться от 0,2 до 1 В и обновляться до 10 раз за секунду.
  • Резко нажмите на педаль акселератора и отпустите ее, если мультиметр покажет значение в 1 В, а потом резко упадет на ноль, то лямбда зонд в порядке. Если данные на тестере не скачут при нажатии и отпускании педали, а показатели составляют порядка 0,4 – 0,5 В – это свидетельствует о необходимости замены датчика.

Если напряжения вообще нет, то, скорее всего, причина неисправности кроется в проводке, поэтому «прозвоните» мультиметром все провода, которые идут от выключателя зажигания к реле.

Полезно! Чтобы более точно уточнить характеристики чувствительности лямбда зонда потребуется профессиональное оборудование – осциллограф.

Если ваш автомобиль оснащен «умной» бортовой системой, то обратите внимание на сигнал «Check Engine», который может выдать следующие ошибки:

  • 0130 – свидетельствует о том, что датчик выдает неверный сигнал.
  • 0131 – очень слабый сигнал датчика.
  • 0133 – лямбда медленно откликается.
  • 0134 – нет вообще никакого отклика.
  • 0135 – неисправность нагревателя лямбды.
  • 0136 – заземление второго датчика замкнуло.
  • 0137 – второй датчик выдает очень низкий сигнал.
  • 0138 – через-чур высокий сигнал второй лямбды.
  • 0140 – обрыв зонда.
  • 1102 – невозможно считать показатели, так как сопротивление элемента слишком низкое или вовсе отсутствует.

Однако перед тем как проверить датчик кислорода лямбда зонд (видео этого процесса представлено ниже) с помощью специального тестера, обратите внимание на его внешний вид. Если на него налипли вещества, которые препятствуют его полноценной работе, то возможно удастся ограничиться ремонтом этого элемента.

Обманка датчика кислорода: что это такое и как работает

Чтобы понять, как работает обманка, нужно сначала рассмотреть лямбда-зонд и принцип работы датчика кислорода. Если просто, этот датчик определяет количество кислорода в отработавших газах, сравнивая состав выхлопа с эталонным чистым воздухом снаружи. Далее сигнал отсылается на ЭБУ, который корректирует топливно-воздушную смесь, изменяя соотношение топлива и воздуха.

Устройство лямбда-зонда включает в себя несколько компонентов, однако основой является гальванический элемент с твердым электролитом (керамика из диоксида циркония ZrO2). Фактически, датчик имеет два электрода. Один взаимодействует с раскаленными выхлопными газами, тогда как второй контактирует с наружным воздухом.

Идем далее. Сначала датчик кислорода был один, однако со временем, а также с учетом ужесточения экологических стандартов до уровня Евро-3 и выше, машины стали оснащаться, как минимум, двумя кислородными датчиками.

Первый лямбда-зонд стоит до катализатора, отвечает за корректировку топливовоздушной смеси. Второй датчик кислорода стоит за катализатором и определяет количество кислорода в выхлопе, который прошел через катализатор.

ЭБУ сопоставляет данные от двух датчиков, отклонения от заданной нормы приводят к тому, что загорается ошибка и мотор переходит в аварийный режим. Получается, если катализатор забит или его вырезали, контроллер будет выдавать ошибку. Чтобы избавиться от этого, можно восстановить систему, перепрошить ЭБУ или же поставить обманку. Рассмотрим все три способа.

  • Механическая обманка лямбда-зонд является стальной проставкой, куда запрессован каталитический элемент. Как правило, механические обманки ставятся на большинство машин без проблем. Главное, подобрать обманку под автомобиль так, чтобы результат соответствовал тому или иному стандарту Евро.

Если коротко, такая обманка представляет собой небольшой катализатор, который фильтрует выхлоп только рядом с датчиком кислорода. При этом большая часть выхлопа не очищается и попадает в атмосферу.

В результате на датчик кислорода приходят отработавшие газы с таким уровнем CO, CHX, а также NOX, что система не видит отклонений и не переводит мотор в аварийный режим.

Сама установка механической обманки лямбда-зонда на машину достаточно проста. Если нужна обманка лямбда зонда, своими руками установить элемент можно быстро и просто. Нужно выкрутить датчик кислорода, вкрутить на его место обманку, а затем в корпус обманки снова вкрутить датчик.

  • Электронная обманка лямбда зонда (электронный эмулятор лямбда-зонда) фактически является электронным блоком с конденсатором и резистором, который припаивается в разрыв датчика. Такой блок позволяет полностью убрать показания от штатного датчика кислорода.

С одной стороны, данные можно полностью подменить, однако чем более сложной оказывается микросхема, тем выше вероятность поломок самого блока и возникновения проблем в плане совместимости с тем или иным авто.

  • Чиповка ЭБУ автомобиля (перепрошивка ЭБУ) также является доступным способом для некоторых авто. Подходит не для всех машин (обычно, не выше Евро-3), однако таким образом удается программно отключить нижний датчик лямбда-зонда.
READ  Замена топливного фильтра на Ford Focus 1

Получается, программно отключить кислородный датчик имеет смысл только тогда, когда специально выполняется форсирование мотора и комплексный тюнинг двигателя (чип-тюнинг), дорабатывается выхлопная система и т.Д.

Обманки на лямбда — зонд: что нужно знать

Как известно, лямбда зонд (датчик кислорода) определяет количество кислорода в выхлопных газах. На основании полученных данных ЭБУ двигателя гибко корректирует состав топливно-воздушной смеси, в результате чего удается добиться необходимой экологичности и экономичности мотора.

При этом лямбда зонд по разным причинам может выходить из строя, также проблемным часто оказывается и катализатор. Так или иначе, но двигатель в таком случае будет работать нестабильно, происходит потеря мощности, отмечается повышенный расход горючего и т.Д.

Чтобы заставить мотор нормально работать, решением становится обманка лямбды. Далее мы рассмотрим, что такое обманка на катализатор, как она работает, а также какие плюсы и минусы имеет установка обманки кислородного датчика.

Для чего нужна обманка лямбда зонда

Итак, если вышел из строя катализатор или лямбда зонд, обманка позволяет нормализовать работу ДВС. Естественно, токсичность выхлопа в данном случае отходит на задний план. Фактически, обманка лямбда-зонда представляет собой устройство, которое осуществляет коррекцию сигнала второго кислородного датчика. Это позволяет обманывать ЭБУ, подменяя данные о реальном состоянии катализатора.

Идем далее. Если рассматривать сами обманки, существует:

  • Механическая обманка кислородного датчика;
  • Электронная обманка лямбда зонда;

Каталитический нейтрализатор со временем может повреждаться, оплавляется, забивается сажей, грязью и т.Д. В таком случае второй лямбда-зонд посылает сигнал о том, что катализатор не работает должным образом, на панели приборов загорается «чек».

ЭБУ двигателя часто переводит двигатель в аварийный режим работы. Это приводит к потере мощности, ограничениям по оборотам, увеличению расхода топлива и т.Д. Кстати, бывает и так, что выходит из строя сам датчик, а не катализатор. Так вот, если вышел из строя лямбда датчик, ставить обманки нецелесообразно, проще поменять лямбду.

Однако с каталитическим нейтрализатором ситуация другая. Стоимость данного элемента предельно высокая. На старых авто премиум класса только каталитический нейтрализатор по стоимости может доходить до 1/8 от общей цены такой машины на вторичном рынке.

Как видно, установка катализатора на замену старого выходит достаточно дорогостоящим решением. Естественно, при такой возможности дешевле обмануть ЭБУ, чем выполнять замену катализатора. Также обманка позволяет мотору нормально работать, если было выполнено удаление катализатора, то есть данный фильтр убирается владельцем намерено.

Советы и рекомендации

Как видно, ошибка катализатора может быть настоящей проблемой для владельца, при этом требуется большая сумма, чтобы заменить катализатора на машине.

Конечно, можно установить обманку лямбды, однако следует помнить, что данное решение не всегда удается качественно интегрировать, особенно на «свежих» авто. По этой причине целесообразно придерживаться некоторых правил, чтобы увеличить срок службы катализатора.

Второе, не следует активно заливать в бак разные топливные присадки, особенно малоизвестных производителей. Эффект может быть сомнительным, а ущерб для катализатора большим.

Также нужно проезжать лужи и снежные завалы аккуратно, так как в этом случае имеет место быстрое охлаждение сильно нагретого катализатора. Такие перепады температур могут быстро вывести хрупкие соты катализатора из строя.

Диагностика кислородного датчика на автомобиле автосканером Launch x431 Pro

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что катализатор и лямбда зонд напрямую влияют на эффективность работы двигателя. По этой причине проблемы с данными элементами не позволяют нормально эксплуатировать автомобиль и требуют профессионального решения.

Такой подход позволяет уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу, а также избавляет от запаха выхлопных газов, который будет присутствовать в случае установки обманки и удаления катализатора.

При резком нажатии на педаль газа двигатель дергается, появились рывки и провалы, авто не набирает скорость: основные причины неисправности и диагностика.

На холостом ходу «плавают» обороты: почему так происходит. Основные неисправности, связанные с холостыми оборотами на бензиновом и дизельном двигателе.

Двигатель троит на горячую (после прогрева): частые причины нестабильной работы ДВС после выхода на рабочие температуры. Диагностика, послезные советы.

Обороты двигателя не падают после отпускания педали газа, обороты холостого хода повышены или плавают: возможные причины и диагностика. Полезные советы.

На горячую плавают обороты двигателя: возможные причины. Диагностика плавающих оборотов на прогретом двигателе. Полезные советы и рекомендации.

Почему двигатель может не набирать обороты: бензиновый мотор, дизельный агрегат, автомобиль с ГБО. Диагностика неисправности, полезные советы.

Лямбда-зонд. Диагностика датчика кислорода

Лямбда-зонд. Диагностика датчика кислорода (лямбда-зонд или λ-зонд)

Лямбда-зонд устанавливается в потоке отработавших газов двигателя и служит для определения наличия кислорода в отработавших газах. Когда двигатель работает на обогащённой топливо-воздушной смеси, уровень содержания кислорода в отработавших газах понижен, при этом датчик генерирует сигнал высокого уровня напряжением 0,65…1,0V. При поступлении сигнала высокого уровня от лямбда-зонда, блок управления двигателем начинает уменьшать длительность впрыска топлива, тем самым обедняя топливо-воздушную смесь. Когда двигатель работает на обеднённой топливо-воздушной смеси, уровень содержания кислорода в отработавших газах повышен, при этом датчик генерирует сигнал низкого уровня напряжением 40…200mV.

При поступлении сигнала низкого уровня от лямбда-зонда, блок управления двигателем начинает увеличивать длительность впрыска топлива, тем самым обогащая топливо-воздушную смесь. Таким образом, по сигналу от лямбда-зонда блок управления двигателем корректирует длительность впрыска топлива так, что состав топливо-воздушной смеси оказывается максимально близким к стехиометрическому (идеальное соотношение воздух/топливо). Исправный лямбда-зонд начинает работать только после прогрева чувствительного элемента до температуры не ниже 350°С.

Существуют одно-, двух-, трёх- и четырёх-проводные двухуровневые циркониевые лямбда-зонды Bosch.

Одно- и двух-проводные лямбда-зонды устанавливаются в выпускном коллекторе двигателя максимально близко к выпускным клапанам газораспределительного механизма и прогреваются до рабочей температуры за счёт высокой температуры отработавших газов.

Трёх- и четырёх-проводные лямбда зонды прогреваются до рабочей температуры за счёт встроенного электрического нагревательного элемента и могут быть установлены на значительном расстоянии от выпускных клапанов газораспределительного механизма двигателя.

Лямбда-зонд сравнивает уровень содержания кислорода в выхлопных газах и в окружающем воздухе и представляет результат этого сравнения в форме аналогового сигнала. Применяются двухуровневые зонды, чувствительный элемент которых выполнен из оксида циркония либо из оксида титана, но на их смену приходят широкополосные лямбда-зонды. При условии сгорания стехиометрической топливо-воздушной смеси, напряжение выходного сигнала лямбда-зонда равно 445…450mV. Но расстояние от выпускных клапанов газораспределительного механизма двигателя до места расположения датчика и значительное время реакции чувствительного элемента датчика приводят к некоторой инерционности системы, что не позволяет непрерывно поддерживать стехиометрический состав топливо-воздушной смеси.

Практически, при работе двигателя на установившемся режиме, состав смеси постоянно отклоняется от стехиометрического в диапазоне ±2…3% с частотой 1…2раза в секунду. Этот процесс чётко прослеживается по осциллограмме напряжения выходного сигнала лямбда-зонда.

Осциллограмма напряжения выходного сигнала исправного лямбда-зонда Bosch.

Двигатель работает на холостом ходу. Частота переключения сигнала составляет

Как это работает #10 Как проверить Датчик кислорода? Просто и понятно ��

1,2Hz. Проверка выходного сигнала датчика Измерение напряжения выходного сигнала лямбда-зонда блок управления двигателем производит относительно сигнальной «массы» датчика. Сигнальная «масса» двух- и четырёх-проводных лямбда-зондов Bosch выведена через отдельный провод (провод серого цвета идущий от датчика) на разъём датчика. Сигнальная «масса» одно- и трёх-проводных лямбда-зондов Bosch соединена с металлическим корпусом датчика и при установке датчика автоматически соединяться с «массой» автомобиля через резьбовое крепление датчика.

Выведенная через отдельный провод на разъём датчика сигнальная «масса» лямбда-зонда в большинстве случаев так же соединена с «массой» автомобиля. Встречаются блоки управления двигателем, где провод сигнальной «массы» лямбда-зонда подключен не к «массе» автомобиля, а к источнику опорного напряжения. В таких системах, измерение напряжения выходного сигнала лямбда-зонда блок управления двигателем производит относительно источника опорного напряжения, к которому подключен провод сигнальной «массы» лямбда-зонда. Для просмотра осциллограммы напряжения выходного сигнала лямбда-зонда, разъём осциллографического щупа должен быть подключен к любому из аналоговых входов осциллографа, чёрный зажим типа «крокодил» осциллографического щупа должен быть подсоединён к «массе» двигателя диагностируемого автомобиля, пробник щупа должен быть подсоединён параллельно сигнальному выводу датчика (провод чёрного цвета идущий от датчика).

Схема подключения к лямбда-зонду Bosch (на основе оксида циркония). 1 – точка подключения чёрного зажима типа «крокодил» осциллографического щупа; 2 – точка подключения пробника осциллографического щупа. В окне программы «USB Осциллограф», необходимо выбрать подходящий режим отображения, в данном случае

«Управление = Загрузить настройки пользователя = Lambda».

Когда лямбда-зонд прогревается до рабочей температуры, его выходное электрическое сопротивление значительно снижается, и он приобретает способность отклонять опорное напряжение, поступающее от блока управления двигателем через резистор с постоянным электрическим сопротивлением. В большинстве блоков управления двигателем, значение опорного напряжения равно 450mV. Такой блок управления двигателем считает лямбда-зонд готовым к работе только после того, как вследствие прогрева датчик приобретает способность отклонять опорное напряжение в диапазоне более чем ±150…250mV.

Осциллограмма напряжения выходного сигнала исправного лямбда-зонда Bosch. Пуск прогретого до рабочей температуры двигателя. Время прогрева лямбда-зонда до рабочей температуры равно

30S. Опорное напряжение на сигнальном проводе лямбда-зонда некоторых блоков управления двигателем может иметь другое значение. Например, для блоков управления производства Ford оно равно 0V, а для блоков управления двигателем производства Daimler Chrysler – 5V. Типовые неисправности. Низкая частота переключения выходного сигнала лямбда-зонда указывает на увеличенный диапазон отклонения состава топливо-воздушной смеси от стехиометрического.

Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного лямбда-зонда Bosch. Двигатель работает на холостом ходу. Частота переключения сигнала занижена и составляет

0,6Hz. Снижение частоты переключения выходного сигнала лямбда-зонда может быть вызвана возросшим временем перехода выходного напряжения зонда от одного уровня к другому из-за старения или химического отравления датчика. Неисправность может привести к раскачке частоты вращения двигателя на режиме холостого хода и к потере «приёмистости» двигателя.

Ресурс датчика содержания кислорода в отработавших газах составляет 20 000…80 000 km. Из-за старения, выходное электрическое сопротивление лямбда-зонда снижается при значительно более высокой температуре чувствительного элемента до значения, при котором датчик приобретает способность отклонять опорное напряжение. Из-за возросшего выходного электрического сопротивления, размах выходного напряжения сигнала лямбда-зонда уменьшается. Стареющий лямбда-зонд легко можно выявить по осциллограмме напряжения его выходного сигнала на таких режимах работы двигателя, когда поток и температура отработавших газов снижаются. Это режим холостого хода и малых нагрузок. Практически, стареющий лямбда-зонд всё ещё работает на движущемся автомобиле, но как только нагрузка на двигатель снижается (холостой ход), размах сигнала быстро начинает уменьшаться вплоть до пропадания колебаний.

Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного лямбда-зонда Bosch. Двигатель работает на холостом ходу. Переключения выходного сигнала отсутствуют. Напряжение выходного сигнала стареющего лямбда-зонда при работе двигателя на холостом ходу становится почти стабильным, его значение становится близким опорному напряжению 300…600mV.

Осциллограмма выходного напряжения лямбда-зонда Bosch (на основе оксида циркония). A: – значение напряжения в момент времени указанный маркером. В данном случае соответствует максимальному напряжению выходного сигнала лямбда-зонда и равно

840mv; A-B: – значение разности напряжений между двумя указанными маркерами моментами времени. В данном случае соответствует размаху выходного напряжения сигнала зонда и составляет

740mv. Низкая частота переключения выходного сигнала лямбда-зонда указывает на увеличенный диапазон отклонения состава топливовоздушной смеси от стехиометрического. Такая неисправность может быть вызвана возросшим временем перехода выходного напряжения зонда от одного уровня к другому из-за старения или отравления датчика. Время перехода выходного напряжения зонда от одного уровня к другому не должно превышать 120ms (измерение данного параметра необходимо проводить на режиме резкой перегазовки).

Осциллограмма выходного напряжения лямбда-зонда Bosch (на основе оксида циркония). T: – значение интервала времени между двумя маркерами. В данном случае соответствует времени перехода выходного напряжения зонда от низкого уровня к высокому и составляет

78ms. Причиной значительного увеличения времени перехода выходного напряжения зонда от одного уровня к другому может стать отравление либо старение датчика. Отравление датчика может быть вызвано применением содержащих свинец и некоторые другие элементы присадок к топливу или маслу, либо применением при ремонте двигателя некоторых видов герметиков. Старение датчика происходит вследствие его работы в агрессивной среде под высокой температурой.

лямбда, зонд, холостой

Анализируя осциллограмму напряжения выходного сигнала лямбда-зонда на различных режимах работы двигателя, можно выявить неисправности как самого датчика, так и системы управления двигателем в целом. Ниже приведена осциллограмма напряжения выходного сигнала исправного лямбда-зонда неисправной системы управления двигателем. Двигатель прогрет до рабочей температуры и работает на холостых оборотах без нагрузки более двух минут. Закладка «Snap throttle» установлена в точке осциллограммы соответствующей моменту резкого открытия дроссельной заслонки.

Осциллограмма выходного напряжения лямбда-зонда Bosch (на основе оксида циркония). A: – значение напряжения в момент времени указанный маркером. В данном случае соответствует среднему напряжению выходного сигнала лямбда-зонда и составляет

800mv; A-B: – значение разности напряжений между двумя указанными маркерами моментами времени. В данном случае соответствует размаху выходного сигнала лямбда-зонда при резком изменении режима работы двигателя и составляет

Snap throttle – закладка, отмечающая момент резкого открытия дроссельной заслонки. По приведенной осциллограмме видно, что во время работы двигателя на холостом ходу, зонд генерировал сигнал со средним напряжением равным

±150mV. После резкого открытия дроссельной заслонки (момент времени отмечен закладкой «Snap throttle») выходное напряжение резко снизилось на

700mv. Размах напряжения выходного сигнала лямбда-зонда вследствие реакции на изменения уровня содержания кислорода в отработавших газах и малое время перехода выходного напряжения датчика от одного уровня к другому указывают на исправность датчика и его готовность к работе.

Итак, двигатель прогрет до рабочей температуры и работает на холостых оборотах без нагрузки более двух минут, лямбда-зонд до рабочей температуры прогрет и генерирует сигнал, указывающий блоку управления на переобогащённую топливовоздушную смесь, но блок управления на это адекватно не реагирует вследствие чего, смесь по-прежнему остаётся переобогащённой. Кроме того, видно, что топливовоздушная смесь становится обеднённой сразу после резкого открытия дроссельной заслонки. Резкая перегазовка является одним из режимов, когда состав топливовоздушной смеси должен быть обогащённым. Всё выше сказанное указывает на неисправность системы управления двигателем, а не самого лямбда-зонда. Неисправность может быть вызвана обрывом цепи сигнального провода зонда, неисправностью одного или нескольких датчиков системы управления двигателем или их электропроводки, поломкой блока управления двигателем или его электропроводки. Ресурс датчика содержания кислорода в отработавших газах составляет 20 000 – 80 000 км.

Из-за старения, выходное электрическое сопротивление лямбда-зонда снижается при значительно более высокой температуре чувствительного элемента до значения, при котором датчик приобретает способность отклонять опорное напряжение. Из-за возросшего выходного электрического сопротивления размах выходного напряжения сигнала лямбда-зонда уменьшается. Стареющий лямбда-зонд легко можно выявить по осциллограмме напряжения его выходного сигнала на таких режимах работы двигателя, когда поток и температура отработавших газов снижаются. Это режим холостого хода и малых нагрузок. Практически стареющий лямбда-зонд всё ещё работает на движущемся автомобиле, но как только нагрузка на двигатель снижается (холостой ход), размах сигнала быстро начинает уменьшаться вплоть до пропадания колебаний. В случае значительного повышения температуры чувствительного элемента, выходное электрическое сопротивление лямбда-зонда несколько снижается, и его способность отклонять опорное напряжение возрастает.

Осциллограмма выходного напряжения лямбда-зонда Bosch (на основе оксида циркония). A: – значение напряжения в момент времени указанный маркером. В данном случае соответствует максимальному напряжению выходного сигнала лямбда-зонда и равно

720mv; A-B: – значение разности напряжений между двумя указанными маркерами моментами времени. В данном случае соответствует размаху выходного напряжения сигнала зонда и равно

READ  Обзор BMW Alpina XB7 2021 года

Этой особенностью датчика диагност может воспользоваться, повысив температуру и скорость потока отработавших газов путём увеличения нагрузки либо оборотов двигателя, разогревая таким образом чувствительный элемента зонда до более высокой температуры. Если в таком режиме работы двигателя осциллограмма выходного сигнала приобретает привычный вид, это указывает на то, что лямбда-зонд всё ещё способен обеспечить близкий к заданному состав рабочей смеси во время движения автомобиля. При этом владелец автомобиля зачастую не отмечает возросшего расхода топлива и снижения мощности и приёмистости двигателя, но работа двигателя на холостом ходу может быть неустойчивой, может появляться «качание» оборотов холостого хода. Иногда встречается неисправность лямбда-зонда, вызывающая появление выбросов напряжения отрицательной полярности.

Осциллограмма выходного напряжения лямбда-зонда Bosch(на основе оксида циркония). A: – значение напряжения в момент времени указанный маркером. В данном случае соответствует напряжению выходного сигнала лямбда-зонда во время работы двигателя на холостом ходу и составляет

45mv; A-B: – значение разности напряжений между двумя указанными маркерами моментами времени. В данном случае соответствует размаху выходного напряжения сигнала зонда при резком изменении режима работы двигателя и составляет

650mv. Snap throttle – закладка, отмечающая момент резкого открытия дроссельной заслонки.

В случае появления такой неисправности, расход топлива очень сильно возрастает, приёмистость двигателя значительно снижается, при резких перегазовках наблюдаются выбросы сажи из выхлопной трубы, рабочая поверхность изоляторов свечей зажигания покрывается сажей. Неисправность возникает вследствие внутренней, а иногда и внешней разгерметизации лямбда-зонда. Чувствительный элемент зонда сравнивает уровень содержания кислорода в отработавших газах и в атмосферном воздухе. В случае возникновения значительной разности уровней содержания кислорода в камере с атмосферным воздухом и в отработавших газах, датчик генерирует напряжение

1V. Полярность этого напряжения зависит от того, в какой из камер снизился уровень содержания кислорода. В исправной системе уровень содержания кислорода изменяется только со стороны отработавших газов и только в сторону уменьшения. Уровень содержания кислорода в камере с атмосферным воздухом при этом оказывается значительно выше уровня содержания кислорода в выхлопных газах, вследствие чего зонд генерирует напряжение 1V положительной полярности. В случае разгерметизации лямбда-зонда, в камеру с атмосферным воздухом проникают отработавшие газы с низким м кислорода.

На режиме торможения двигателем (закрытая дроссельная заслонка при вращении двигателя с высокой частотой, подача топлива при этом отключена), в выхлопную систему двигателем выбрасывается почти чистый атмосферный воздух. В таком случае, уровень содержания кислорода в выхлопной системе резко возрастает и уровень содержания кислорода в атмосферной камере зонда оказывается значительно ниже уровня содержания кислорода в отработавших газах, вследствие чего зонд генерирует напряжение 1V отрицательной полярности. Блок управления двигателем в таком случае считает лямбда-зонд исправным, так как вскоре после пуска двигателя и прогрева, датчик отклонил опорное напряжение и снизил его до

0V. Выходное напряжение зонда напряжением

0V свидетельствует о близком уровне содержания кислорода в отработавших газах и в разгерметизированой атмосферной камере зонда. На блок управления двигателем поступает сигнал зонда низкого уровня, что является для него свидетельством обеднённой топливовоздушной смеси. Вследствие этого, блок управления двигателем обогащает топливовоздушную смесь. Таким образом, разгерметизация лямбда-зонда приводит к значительному обогащению топливовоздушной смеси. При этом многие системы самодиагностики выявить данную неисправность зонда не способны.

Лямбда-зонд на основе оксида титана Напряжение выходного сигнала лямбда-зонда на основе оксида титана колеблется в диапазоне от 10-100mV до 4-5V.

Осциллограмма выходного напряжения лямбда-зонда SIEMENS (на основе оксида титана). A: – значение напряжения в момент времени указанный маркером. В данном случае соответствует максимальному напряжению выходного сигнала лямбда-зонда и равно

4,5V; A-B: – значение разности напряжений между двумя указанными маркерами моментами времени. В данном случае соответствует размаху выходного напряжения сигнала зонда и равно

На изменение состава выхлопных газов такой зонд реагирует изменением своего электрического сопротивления. Сопротивление датчика высокое при высоком содержании кислорода в отработавших газах (бедная смесь) и резко снижается при обогащении топливовоздушной смеси. За счёт этого датчик шунтирует поступающее от блока управления двигателем через резистор с постоянным электрическим сопротивлением опорное напряжение 5V. Таким образом, в отличие от датчиков на основе оксида циркония, выходное напряжение лямбда-зонда на основе оксида титана низкое при работе двигателя на обогащённой смеси и высокое при работе на обеднённой смеси. Выходной сигнал лямбда-зонда на основе оксида титана значительно быстрее реагирует на изменения уровня содержания кислорода в отработавших газах, по сравнению со скоростью реакции датчика на основе оксида циркония. Это позволяет более точно поддерживать оптимальным состав топливовоздушной смеси. Но хотя эти датчики более точны и быстры, они редко используются так как очень дороги.

Выходной сигнал широкополосного лямбда-зонда в отличие от двухуровневых зондов несёт сведения не только о направлении отклонения состава рабочей смеси от стехиометрического, но и о его численном значении. Анализируя уровень выходного сигнала широкополосного лямбда-зонда, блок управления двигателем рассчитывает численное значение коэффициента отклонения состава рабочей смеси от стехиометрического состава, что, по сути, является коэффициентом лямбда. Для широкополосных зондов производства Bosch Выходное напряжение чувствительного элемента зонда (чёрный провод относительно жёлтого провода) изменяется в зависимости от уровня содержания кислорода в отработавших газах и от величины и полярности электрического тока, протекающего по кислородному насосу зонда (красный провод относительно жёлтого). Блок управления двигателем генерирует и подаёт на кислородный насос зонда электрический ток, величина и полярность которого обеспечивает поддержание выходного напряжения чувствительного элемента зонда на заданном уровне (450 mV). Если бы двигатель работал на топливовоздушной смеси стехиометрического состава, то блок управления двигателем установил бы на красном проводе напряжение равное напряжению на жёлтом проводе, и ток протекающий через красный провод и кислородный насос зонда был бы равен нулю.

При работе двигателя на обеднённой смеси, блок управления двигателем на красный провод подаёт положительное напряжение относительно жёлтого провода, и через кислородный насос начинает течь ток положительной полярности. При работе двигателя на обогащенной смеси, блок управления изменяет полярность напряжения на красном проводе относительно жёлтого провода, и направление тока кислородного насоса так же изменяется на отрицательное. Величина тока кислородного насоса устанавливаемая блоком управления двигателем зависит от величины отклонения состава топливовоздушной смеси от стехиометрического состава. В электрическую цепь кислородного насоса включен измерительный резистор, падение напряжения на котором и является мерой уровня содержания кислорода в отработавших газах.

(с) В. Постоловский Права на материал принадлежат www.Injectorservice.Com.Ua Если у Вас нет возможности или желания систематически проверять показания лямбдазонда, то для эксперсс-диагностики работы двигателя можно в большинстве случаев обойтись Двухканальным индикатором показаний лямбда-зонда

Http://mobileelectronics.Com.Ua/wordpress/%d0%bb%d1%8f%d0%bc%d0%b1%d0%b4%d0%b0-%d0%b7%d0%be%d0%bd%d0%b4-%d0%b4%d0%b8%d0%b0%d0%b3%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0/ 2013-04-25T22:20:4303:00 FORDmax Статьи Датчики кислорода Лямбда-зонд. Диагностика датчика кислорода (лямбда-зонд или λ-зонд)Лямбда-зонд устанавливается в потоке отработавших газов двигателя и служит для определения наличия кислорода в отработавших газах. Когда двигатель работает на обогащённой топливо-воздушной смеси, уровень содержания кислорода в отработавших газах понижен, при этом датчик генерирует сигнал высокого уровня напряжением 0,65…1,0V. При поступлении сигнала высокого уровня от лямбда-зонда. Fordmax FORDmax FORDmax trackme.Org@gmail.Com Administrator MobileSoft. GPS мониторинг Системы Безопасности Разработка и производство РЭА

Признаки неисправности

Сейчас же рассмотрим сами неисправности кислородного датчика. В большинстве случаев о проблемах в работе лямбда зонда подскажет сам автомобиль.

  • Динамике набора скорости;
  • Неустойчивой работе силовой установке;
  • Обороты мотора на холостом ходу будут сильно «плавать»;
  • Потребление топлива значительно увеличится.

Если все это начало проявляться, то зачастую виной является лямбда зонд, и на него в первую очередь нужно обратить внимание.

Ну и обязательно загорится индикаторная лампа «Check Engine», хотя узнать, что причиной загорания этой лампы стал именно лямбда зонд можно будет только после диагностики электронного блока сканером.

Что же касается самих неисправностей этого датчика, то их условно можно подразделить на внешние и внутренние.

Их всего две – обрыв проводки, идущей к элементу (хотя данная неисправность и не касается самого датчика, но она влияет на его работоспособность), и сильный удар, приведший к повреждению корпуса и разрушению внутренних элементов его.

Обе эти неисправности зачастую происходят из-за агрессивной эксплуатации авто, к примеру, частая активная езда по бездорожью.

  • Нарушение герметичности корпуса датчика, приведший к проникновению воздуха или выхлопных газов внутрь лямбда зонда;
  • Значительное наслоение продуктов горения на рабочие поверхности датчика, из-за чего платина не способна уловить молекулы кислорода. Чаще всего происходит из-за использования топлива низкого качества;
  • Естественное старение датчика. Он работает в агрессивной среде, которая постепенно снижает работоспособность его вплоть до полного прекращения выполнения своих функций;
  • Воздействие очень высокой температуры может привести к перегреву датчика и нарушению его работоспособности. Чаще всего происходит из-за неисправности топливной системы или неквалифицированной доработки мотора.

Внешние неисправности, а также разгерметизация корпуса сказываются на работе мотора сразу же.

А вот внутренние неисправности оказывают свое воздействие на работоспособность силовой установки постепенно, по мере усугубления проблемы.

В некоторых ситуациях спасти ситуацию с лямбда зондом может его чистка, более подробней про это можно узнать здесь https://autotopik.Ru/sovet/1112-kak-pochistit-lyambda-zond-v-domashnih-usloviyah.Html.

Признаки неисправности лямбда зонда (датчика кислорода)

За нормальную работу топливной системы автомобиля во многом отвечает лямбда зонд, в связи в этим, каждый водитель обязан знать, какие бывают признаки неисправности этого устройства.

Поэтому следует более подробно рассмотреть все, что касается данного датчика кислорода.

Итак, постоянная борьба за экологию и снижение выбросов вредных веществ привела к тому, что на автомобилях начали применяться инжекторные системы питания, которые благодаря использованию специальных датчиков более точно следят за дозировкой топлива и воздуха, чем в карбюраторных авто.

Немного о конструкции и принципе работы

Несмотря на то что данный датчик должен определять количество кислорода в выхлопных газах, устроен он не так уж и сложно и имеет малые габариты.

Основными рабочими элементами его являются два электрода – внешний и внутренний.

Чтобы обеспечить высокую чувствительность к молекулам кислорода, внешний электрод имеет напыление из платины.

Второй электрод является гальваническим элементом и выполнен из циркония.

Особенностью этого электрода является то, что рабочая температура, при которой он вступает в работу должна быть не менее 300 град.

Платина легко улавливает молекулы кислорода, при этом напряжение самого электрода меняется.

Разность напряжения между электродами электронный блок интерпретирует в процентные значения остатка кислорода.

Производятся два типа лямбда зондов, хотя внешне они не отличаются. Один из видов называется двухточечным – это сравнительно простой датчик, который способен только уловить отклонение количества кислорода от номинального значения.

Второй – широкополосные зонды, которые способны уже определить отклонение в процентном соотношении, что положительно сказывается на работе электронного блока, и как следствие самого двигателя.

Автомобили, оснащенные катализатором, укомплектовываются двумя лямбда зондами – один снимает показания до катализатора, а второй – после.

На основе результатов показаний электронный блок определяет работоспособность катализатора.

Это коротко об устройстве кислородного датчика и его принципе действия.

Назначение датчика кислорода

Современные датчики, установленные в автомобиле, следят не только за топливом и воздухом, а еще и за выхлопными газами, а точнее, за наличием остаточного кислорода в них.

За этот параметр и отвечает лямбда зонд. Исходя из показаний данного датчика электронный блок корректирует количество подаваемых в цилиндры элементов топливной смеси.

Особенно без лямбда зонда не обойтись на авто, оснащенных каталитическими нейтрализаторами.

Данные устройства за счет химических реакций снижают количество вредных веществ в выхлопных газах, однако работают катализаторы в очень ограниченных условиях, нарушение которых приведет к быстрому выходу устройства из строя.

Так вот, чтобы условия для работы катализатора соблюдались, электронный блок управления должен очень точно дозировать воздух и топливо перед подачей в цилиндры, а делает он это исходя из количества остаточного кислорода, то есть из показаний лямбда зонда (датчика кислорода).

Виды лямбда зондов на разных авто

Теперь пройдемся по неисправностям данного датчика на разных марках автомобилей.

Первыми будут автомобили ВАЗ от 2110-212. На этих машинах с инжекторными моторами до 2004 года устанавливались лямбда зонды Bosch с идентификационным номером 0 258 005 133.

На более новых моделях данного семейства, а также на ВАЗ 2114-2115, Priora, Kalina стали применять тоже датчики Bosch, но уже с номером 0 258 006 537.

Элементы, устанавливавшиеся до 2004 года, не имели подогревателей, поэтому в работу он вступал только после прогрева двигателя.

Сейчас же на данные авто устанавливаются лямбда зонды с подогревом, позволяющим значительно быстрее набрать датчику рабочую температуру.

Помимо основных признаков неисправности лямбда зонда на этих авто, существует еще два:

  • После останови двигателя из-под авто могут доноситься потрескивающие звуки;
  • Выхлопные газы у авто меняются по запаху из-за большого количества несгоревшего топлива.

На такой модели, как Ford Focus 2, маркировка и количество лямбда зондов зависит от силовой установки.

К примеру, на двигателях с 1,8 и 2,0 литра объема используется по два датчика.

Устанавливающийся датчик до катализатора имеет оригинальную маркировку 3М519F472FF, а лямбда зонд за катализатором — 3М519G444FF.

На двигателях объемом 1,4 и 1,6 литра тоже имелось по два датчика: первый — 3М519F472ВА, а второй — 3М519G444ВА.

На некоторых двигателях объемом 1,6 литра устанавливаются по два катализатора, поэтому количество датчиков у них – 4.

Два лямбда зонда, расположенных до катализаторов, имеют маркировку 3М519F472DA и 3М519F472ВС, а датчики после катализаторов — 3М519G444DA и 3М519G444СА.

И это только некоторые из маркировок датчиков, применяемых на Focus 2.

Стоит отметить, что от тех же ВАЗовских датчиков производства Bosch с маркировкой 0 258 006 537 указанные датчики отличаются лишь разъемом для подключения проводки, а сами устройства идентичны.

Поэтому и особые признаки неисправности, кроме общепринятых, указаны выше.

На Skoda Octavia концерн VAG устанавливает свои датчики кислорода с каталожным номерами 06A906262BR, 06A906262AJ и др.

Все зависит от силовой установки и года производства авто.

Но конструктивно у них отличия от тех же Bosch сводятся опять же только к разъему проводки. В остальном конструкция идентична и признаки неисправности тоже.

На автомобиле Honda CR-V тоже с завода установлены оригинальные лямбда зонды с каталожным номером 36531RNAJ01, но вместо них подойдет и производства Bosch, что указывает на то, что по конструкции все устройства практически одинаковы, и разница только в разъемах.

На Renault Logan заводской лямбда зонд имеет каталожные номера 8200052063, 7700109844 и 8200495791. Отличаются они между собой по цвету оплетки проводов.

Примечательно, что данные датчики используются и на ВАЗовской LADA Largus. Но конструкция, как и признаки неисправности этих датчиков не отличаются от описанных выше.

Чтобы не вовремя не столкнуться с неисправным лямбда зондом, требуется периодическая проверка его работоспособности.

Диагностика зонда должна производится на специальном оборудовании – осциллографе, но некоторые довольствуются и проверкой мультиметром.

Выйти этот датчик из строя может в любое время, однако стоит учитывать, что многие оригинальные устройства можно заменить и на неоригинальные, главное, чтобы характеристики их были идентичными.

При правильном подходе выявить неисправность лямбда зонда не так уж и сложно, да и в замене его ничего трудного нет.

AUTOINTERLINE.RU 2021