home Статьи Инструмент для регулировки клапанов ВАЗ 2109

Инструмент для регулировки клапанов ВАЗ 2109

Подготовительные работы

Из инструмента для регулировки будет нужно:

  • Набор гаечных ключей;
  • Особое приспособление для регулировки;
  • Измерительный щуп;
  • Несколько регулировочных шайб;
  • Отвёртка;
  • Пинцет;
  • Прокладки на крышки клапанов.

До ремонта устанавливаем машину на ручной тормоз и включаем всякую передачу. Одно из фронтальных колёс должно быть на весу, чтоб коленвал мог просто проворачиваться.

Порядок действий последующий:

  • Поднимаем капот.
  • Отсоединяем все патрубки от крышки.
  • Снимаем корпус стеклоочистителя.
  • Выкручиваем свечки зажигания.
  • Снимаем переднюю крышку ремня ГРМ.

Совет: Для наблюдения за текущим положением поршня необходимо пользоваться смотровым окошком.

Как регулировать: технология и порядок настройки таблица

У многих моделей ВАЗ разработка регулировки не много чем отличается. Тем, кто уже имел опыт таковой работы с прошлыми версиями, будет просто разобраться. Зазоры выставляются по порядку работы цилиндров. Выпускные клапаны — это 1, 4, 5 и 8, если считать от ремня привода распределительного вала. Используем в работе последующую таблицу:

инструмент, регулировка, клапан, 2109

Используем таблицу, чтоб верно найти номер цилиндра по положению коленвала

Совет: До регулировки стоит нанести дополнительные метки на шкив каждые 90 градусов.

  • Перед регулировкой нужно выставить поршень первого цилиндра. Для этого поворачиваем коленвал так, чтоб метки на шкиве и задней крышке ремня совпали.

Опасности на шкиве и задней крышке ремня ГРМ должны быть на этом же уровне

Устанавливаем распредвал таким макаром, чтоб кулаки отошли от толкателей

При помощи щупа определяем величину за зазора на первом цилиндре

При увеличенных либо уменьшенных зазорах нужно выполнить последующие деяния:

    Устанавливаем устройство для регулировки на корпус подшипников.

Устанавливаем приспособление для регулировки

Прижимаем толкатель при помощи рычага и закрепляем его в этом положении

При помощи пинцета достаем старенькую регулировочную шайбу

Последующей задачей является подбор новейшей шайбы хорошей толщины. Расчёт этого параметра легкий, используем нижеприведенную формулу:

Устанавливаем новейшую шайбу и извлекаем фиксатор. Проверяем зазор щупом и по мере надобности подбираем другую шайбу подходящей толщины. В готовом наборе шайб находятся изделия с шагом 0,05 мм. Такую функцию проводят для каждого цилиндра мотора.

Инструкция по регулировке клапанов на ВАЗ 2109

Регулировка клапанов мотора позволяет уменьшить расход горючего и улучшить КПД агрегата. Эту работу можно сделать без помощи других, используя пошаговую аннотацию. В модели ВАЗ-2109 регулировка осуществляется при помощи установки особых шайб.

Какие приспособления для регулировки лучше выбрать

Обыденный инструмент не подходит для четкой и резвой регулировки. Употребляются особые приспособления, при помощи которых можно зафиксировать толкатель и провести другие работы. Сейчас в продаже есть особые наборы для регулировки, их цена маленькая. Приобрести таковой набор будет прибыльнее, чем пробовать сделать устройства из средств находящихся под рукой. Не все сумеют отыскать подходящие материалы и верно сделать щуп либо фиксатор, а в случае плохого ремонта работа мотора может стать ещё ужаснее.

Когда необходима регулировка

Регулировка клапанов требуется при появлении проблем в работе мотора либо после прохождения технического осмотра. Бывалые автолюбители могут достаточно точно найти причину неисправности агрегата, основными признаками числятся последующие:

  • Возникновение соответствующего стука при работе мотора;
  • Резкое повышение расхода горючего;
  • Нестабильная работа на холостом ходу.

Проводить регулировку клапанов также требуется после каждых 25-30 тыщ км пробега. За этот период времени некие детали изнашиваются и конструктивные зазоры растут. Диагностику можно сделать в сервисном центре, эта услуга стоит дешево.

Расположение клапанов

В модели ВАЗ-2109 конструкторы изменили обычную ранее систему с цепным приводом распредвала. Невзирая на простоту старенькой конструкции, она имела высшую шумность и добивалась дополнительной опции через маленький просвет времени. В девятках изменили форму высшей части поршня, добавили особые углубления под клапаны. Принципиальной задачей при регулировке также является выставление на одну ось распределительного и коленчатого вала, чтоб они проворачивались совместно.

Впускные и выпускные клапаны размещены в определенном порядке, это стоит учесть при регулировке

Инструмент для регулировки клапанов

Также будет нужно набор щупов (0,15 – 0,2 – 0,25 употребляются для впускных клапанов, а 0,3 – 0,35 – 0,4 для выпускных).

Регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2109 заключается в замене шайб 1-го размера другим. Шайбы – это кружки из металла шириной 3,0 – 4,5 мм с шагом 0,02 – 0,05 мм. Продаются наборами либо поштучно. Недочет покупки поштучно в том, что заблаговременно подобрать шайбы не получится. Размер можно подсчитать только после разбора ГБЦ.

Причины регулировки клапанов на автомобилях ВАЗ 2109

Эксплуатация хоть какого бензинового двигателя связана с высочайшими температурами. Температурное расширение наращивает либо уменьшает зазоры клапанов относительно промышленных. Это нарушает нормальную работу системы ГРМ.

Современные движки обычно обустроены гидрокомпенсаторами, которые «автоматически» устанавливают лучший для текущей температуры двигателя клапанный зазор. 8-клапанные моторы производства тольяттинского автозавода такового устройства не имеют, потому вероятны задачи.

READ  Замена датчика детонации ВАЗ 2112 16 клапанов

При лишнем зазоре клапан во время движения стержнем сталкивается с кулачком распредвала. Появляется механическое воздействие, из-за которого скорость износа деталей неоднократно увеличивается.

Недостающий зазор приводит к возникновению щели. Такая ситуация в особенности небезопасна, потому что проникновение раскаленных картерных газов в ГБЦ способно вызвать прогорание клапанов, разгерметизацию сальников и остальные проблемы, которые исправит только полный ремонт мотора.

Признаки необходимости регулировать клапана

Специфичность автомобилей ВАЗ 2109 в сопоставлении с «классическим» семейством в том, что их движкам характерно уменьшение зазоров. Коварство этой трудности в том, что она может не проявляться на слух. На «семерке» грохот ударов клапана о кулачок стремительно даст подсказку, что машине пора на регулировку.

Главные признаки огромных зазоров – неровная работа мотора (на прохладную либо жаркую, время от времени повсевременно), «чихание», детонация, противный запах под капотом, низкая компрессия. Эти признаки нередко свидетельствуют о неверной настройке карбюратора либо зажигания. Когда их настройка не помогает, неопытный обладатель «девятки» может списывать симптомы на горе-карбюраторщиков либо русский автопром, хотя неувязка под капотом.

Если не регулировать клапана на ВАЗ 2109, ремонта мотора не избежать. При этом в запущенных случаях под подмену может пойти практически все, от колец и сальников до распредвала.

Порядок регулировки на ВАЗ 2109 карбюратор

Жаркий движок необходимо остудить до уличной температуры 20-30 градусов. Для ускорения процесса употребляют обыденный бытовой вентилятор, направленный в моторный отдел. Фронтальное правое колесо необходимо завесить на домкрат либо подставку.

Для выполнения работы своими руками снимите кожух ремня ГРМ, открутите шланги сапуна и отсоедините тросики газа и подсоса от карбюратора. Уберите ВВ-провода и выверните свечки. Потом можно снимать клапанную крышку.

Откачайте масло из клапанных колодцев шприцем, вращением колеса установите ВМТ для 1 цилиндра. В этом положении регулируются впускные клапана 3 и 2, выпускные – 5 и 1.

Проверьте зазор щупами. Обычным считается зазор, когда меньший щуп (0,15 для впуска, 0,3 для выпуска) заходит просто, средний (0,2 либо 0,35) – с маленьким усилием, а больший (0,25 либо 0,4) – не заходит. Если это не так, требуется регулировка.

Воспользуйтесь специнструментом или шлицевой отверткой, чтобы нажать пружину регулируемого клапана. Извлеките шайбу пинцетом и замените большей при большом зазоре или меньшей – при малом. Повторите замер. При необходимости установите шайбу следующего по порядку размера.

Проверните колесо в ВМТ для следующей пары цилиндров. В этом положении регулируются оставшиеся клапаны. Повторите замер и замену (при необходимости) шайб.

Процесс регулировки на автомобилях с инжектором аналогичен карбюратору. Различие только в подготовке. Для освобождения доступа к крышке ГБЦ убирается только тросик газа и шланг сапуна.

Регулировка клапанов на машинах ВАЗ 2109 несложна и под силу даже новичку. При этом она помогает лучше понять устройство автомобиля и решить целый ряд проблем работы двигателя. Поэтому эту операцию лучше всего производить не реже, чем раз в 30-40 тыс. Километров пробега.

Для чего регулируются клапана

Слишком малый зазор между кулачками и толкателем клапана не позволяет ему полностью закрыть полость цилиндра — это приводит к снижению компрессии и может вызвать прогар клапана. Зазор больше номинального затрудняет наполнение полости цилиндра топливной смесью и удаление выхлопных газов, что приводит к потере мощности двигателя.

Для правильной регулировки клапанов замер и регулировку следует производить на остывшем двигателе (температура ниже 20 градусов).

Как правильно регулировать клапаны

Для компенсации термических расширений клапанов двигателя предусмотрен конструктивный зазор 20 сотых миллиметра для впускных, для выпускных – 35 сотых мм, с погрешностью 5 сотых мм.

Как правило, регулировка клапанов ВАЗ 2109 производится после капитального ремонта двигателя или при появлении характерного стука, «цоканья». Также периодичность регулировки клапанов может определяться пробегом – её выполняют через каждые пройденные автомобилем 30 000 км. Проводить её можно, обратившись к специалистам, хотя вполне реально сделать и без СТО.

Подготовительные работы

Перед началом работ по регулировке клапанов на Девятке своими руками необходимо приготовить все необходимые инструменты. При этом не получится обойтись без:

  • Набора гаечных ключей, отвёртки и пинцета;
  • Измерительного щупа;
  • Регулировочных шайб;
  • Специального приспособления для регулировки клапанов;
  • Прокладки крышки клапанов или герметика.

Подготовительные работы перед регулировкой клапанов.

Автомобиль необходимо установить на ручной тормоз. Для возможности проворачивать коленвал вывесить с помощью домкрата одно из передних колёс и включить передачу ( 4-ю. 3-ю. Но лучше всего 5-ю ).

  • Отсоединить от крышки клапанов все патрубки. Демонтировать корпус воздухоочистителя, отсоединить от карбюратора тросики приводов заслонок. Для облегчения проворачивания коленвала выкрутить свечи.
  • Отвернуть 2 гайки, демонтировать крышку и очистить верхнюю часть ГБЦ от остатков масла.
  • Снять переднюю крышку ремня ГРМ.
  • Выставить поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия. Для этого нужно провернуть вывешенное колесо, совмещая метку на шкиве распредвала с меткой на задней крышке плоскозубого ремня.
READ  Регулировка ручки двери Ford Focus 1

Контроль правильности установки поршня в нужное положение осуществляется через смотровое окошко картера сцепления.

Регулировка клапанов ВАЗ 2109

Ознакомившись с особенностями регулировки моторов ВАЗ можно выполнять некоторые виды работ самостоятельно. Регулировка клапанов ВАЗ 2109 своими руками одна из самых простых процедур.

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109.

Особенности регулировки

На двигателях первых выпусков Жигули 2109 применялся цепной привод распредвала. Это была более надёжная конструкция. Однако повышенная шумность и необходимость постоянных регулировок натяжения цепи из-за её износа привели к появлению ремённого привода распредвала. Шум при работе двигателя уменьшился, отпала необходимость в регулировке натяжителя.

Недостаточный ресурс работы плоскозубых приводных ремней у LADA 2109 ( 40–50 тыс. Км ) и несоблюдение сроков технического обслуживания приводили к обрыву ремня.

Это вызывало серьёзные поломки двигателя, иногда и полное разрушение из-за встречного движения поршней и клапанов.

Решением проблемы стало изменение формы верхней части поршня с применением углублений под клапаны. При ремонте и регулировках двигателя Lada 2109 следует учитывать это конструктивное различие старых двигателей и более современных. Устанавливая головку блока цилиндров, особенно важно тщательно выставлять распредвал и коленвал и не допускать их раздельного проворачивания.

Особенности головки блока цилиндров ВАЗ 2109.

Технология и порядок регулировки клапанов

Для автолюбителя, уже сталкивавшегося с ремонтом отечественных автомобилей, методика регулировки не покажется слишком сложной.

Впускные клапана – ,3,6,7 по ходу от ремня привода распредвала, выпускные – ,4,5,8.

Регулировка зазоров клапанов производится по порядку работы цилиндров.

Для удобства работы размечаем шкив распредвала дополнительными метками через 90 градусов по кругу. При повороте распредвала на 90 градусов коленвал делает оборот на 180 градусов. Следующий поршень по порядку работы выходит в верхнюю мертвую точку такта сжатия.

  • Совместив метки на шкиве и задней панели кожуха ремня ГРМ, провернуть распредвал ещё на 2–3 зубца шкива (по часовой стрелке) ключом на 17, захватив гайку крепления шкива. Так кулачки распредвала полностью отойдут от толкателей.
  • С помощью щупа для регулировки клапанов измеряем зазоры – он должен перемещаться между кулачками и толкателями с лёгким усилием.

Если зазоры не соответствуют номинальным размерам, произвести следующие действия.

  • Приспособление для регулировки зазоров клапанов установить на шпильки корпуса подшипников распределительного вала.
  • Повернуть толкатель отверстием к себе. Рычагом приспособления утопить толкатель до упора и установить фиксатор.
  • Длинным и острым предметом поддеть регулировочную шайбу и извлечь пинцетом или длинногубцами. На нижней части шайбы нанесена её толщина.

Для подбора толщины новой устанавливаемой регулировочной шайбы использовать следующую формулу расчёта регулировки клапанов:

Н = А (В – С), гдеН – толщина устанавливаемой шайбы, А – толщина демонтированной шайбы, В – результат замера зазора, С – требуемый зазор.

Новую шайбу выбранной толщины установить на место замаркированной стороной вниз, извлечь фиксатор и снова измерить зазор. Операцию повторять до получения зазора требуемого размера.

Тот же порядок регулировки клапанов соблюдается и для остальных цилиндров по порядку их работы.

Местонахождение клапанов

Так просто вы их увидеть не сможете, придётся снять головку блока цилиндров с автомобиля, после снятия перед вами появится распределительный вал и его кулачки, под кулачками распредвала находятся восемь клапанов (вернее их регулировочные шайбы, а под ними находятся толкатели, и под толкателями сами клапана), которые вам и нужно отрегулировать. Кулачки вала и шайбы клапанов, за счёт которых осуществляется регулировка зазора, указаны стрелками. Под каждой стрелкой стоит цифра, обозначающая номер клапана, по этим номерам вы и будете регулировать их, поэтому не забывайте про это фото по мере прочтения статьи.

Когда регулировать клапана?

Зазор у них увеличивается по мере того, как вы водите автомобиль, к примеру, жесткая манера езды потребует регулировку уже через тысяч 30, спокойная езда – тысяч через 40 нужно будет задумываться о регулировке. Обязательно производить регулировку купив Б/У автомобиль (немногие регулирует клапана перед продажей), особенно, услышав громкий звук работы двигателя (клапана стучат). Вообще, проще всего понять надо ли регулировать клапана – проверить их зазор: достаточно снять крышку головки блока цилиндров с двигателя автомобиля и с помощью наборов щупов проверить у всех клапанов на автомобиле зазор.

Регулировка клапанов на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Добро пожаловать! Зазор клапанов обязательно должен быть, но минимален, а иначе, при отсутствии зазора клапана не смогут закрываться надежно. В этом случае появиться разгерметизация в цилиндрах и мощность ощутимо упадёт, а выпускные клапана начнут прогорать. С другой стороны, зазор увеличен – не смогут полностью открываться клапана во время работы двигателя, тем самым мощность опять же упадёт, потому что двигатель не сможет запитать в себя топливно-воздушную смесь, т.К. Клапана открываются не полностью. Более того, клапана могут греметь при большом зазоре, а после их регулировки, когда заведёте мотор, сразу же ощутите, как он тише станет работать и уже в будущем будете понимать, когда пришло время для регулировки клапанов на автомобиле.

READ  Двигатель ВАЗ 11183 гнет ли клапана

Регулируем клапана на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

1) Снимите крышку головки блока цилиндров с двигателя автомобиля, предварительно запаситесь прокладкой крышки: старая всегда обжимается и портиться (трескается, деформируется) со временем. Подробное описание процесса читайте в статье: «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров на автомобиле».

2) Теперь два боковых болта и 1 центральный с помощью гаечных ключей либо воротка с накидной головкой выверните (показано на фото ниже). Снимите пластмассовую крышку и отложите в сторонку.Совместите между собой две метки, а именно метку шкива распредвала (указана синей стрелкой) и метку на задней крышке (указана зелёной стрелкой). Существует множество способов соединения меток, рекомендуем воспользоваться следующим:

  • Вывесить переднее колёсо (любое);
  • Включить четвёртую передачу;
  • Проворачивать колесо вперёд по ходу движения автомобиля до момента соединения меток.
  • Включаете 4-ю передачу;
  • Собственными силами передвигаете потихоньку автомобиль до совмещения меток.

Третий вариант: берёте в руки здоровенный ключ (вороток с большой накидной головкой удобней всего) и по часовой стрелке проворачиваете болт крепления шкив коленчатого вала. Данный болт находиться достаточно низко и на втором фото после нижнего он указан жёлтой стрелкой.

Примечание! Провернуть коленвал возможно лишь проворачивая шкив коленчатого вала (цифрой 3) и шкив генератора (цифрой 2). Запрещено проворачивать коленвал за счёт вращения шкива распределительного вала (цифрой 1) Облегчить вращение поможет выворачивание четырех свечей зажигания, с подробностями знакомьтесь в статье: «Замена свеч зажигания на автомобиле»!

3) Затем чистой тряпочкой протрите головку блока цилиндров, особенно месторасположение толкателей клапанов, удалите с них остатки масла. Теперь поверните коленвал ещё на 40-50° (не путать с распредвалом) — у кулачков распределительного вала и толкателей появиться тот самый зазор. Проверяем зазор у первого, второго, третьего и пятого клапана (схема с номерами выше), у выпускных клапанов он должен быть равен (0.350.05) мм. Выпускные — первый, четвертый, пятый и восьмой, обязательно запомните. У впускных (0,20,05) мм — второй, третий, шестой и седьмой. Проверяются зазоры с помощью специальных щупов. Вставляйте по одному разной толщины между кулачком распредвала, указанного красной стрелкой, и регулировочной шайбой, обозначенной синей стрелкой). Проверните коленвал ровно на 360° (полный оборот) проверьте и по мере необходимости отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапана аналогичным образом.

Примечание! На нижней фотографии представлена шайба регулировки. Присмотритесь к месту, обозначенному стрелкой и увидите надпись с информацией о толщине данной шайбы (3.82 на представленном экземпляре). Толщина измеряется микрометром (значения не всегда на шайбах правильное пишут, а бывает оно вовсе стёрто). Измерив, вы получили значение, к примеру, 3.90. Вспоминаете зазор клапана, у которого вы эту шайбу вынули (0.50 к примеру) и прибавляете к толщине (3.90,5 = 4.4). Из полученного значения вычитаем зазор допустимый, нормы были описаны выше). На примере впускного клапана: 4.4 – 0.2 = 4.2 (мм) – значение новой шайбы.

4) Процесс извлечения шайбы не трудоёмкий, придётся нажать на толкатель клапана и немного утопить его Сквозь появившейся зазор сможете вынуть регулировочную шайбу, воспользовавшись отвёрткой (а лучше пинцетом), подцепить в местах присутствия пазов (помечены стрелками на маленьком фото). Вытаскивайте из толкателя и заменяйте на новую, аналогичным образом утопив при этом толкатель и вставив туда новую запчасть. Шайбу вставляйте вниз значением во избежание потертостей на цифрах. Мы настоятельно рекомендуем проверять значения микрометром, т.К. Неоднократно сталкивались со случаями расхождения данных, видимо, производитель ошибается.

Проделав работы, проверьте правильность регулировки клапана щупами, регулируйте в случае необходимости. И если нужно будет, снова отрегулируйте их!

Дополнительный видеоролик: Подборка полезной информации по сегодняшней теме в интересном ролике ниже, приятного просмотра:

Примечание! Прикрепляем ролик от Жени Травникова о регулировке, о зазорах, кулачках и подобном. Главное – о последствиях неправильных действий. Смотреть начинайте с 17 минуты, (в начале речь ижет о замене ремня ГРМ на автомобиле).

AUTOINTERLINE.RU 2021